"Паспорт «Ванинской серии» для автомобильной мафии"

21.06.2002 | АРХИВ | 7м. 51 c. | 574

В 1998 году в «Известиях» и «Тихоокеанской звезде» был опубликован материал Б. Резника «Автомобильная мафия». В нем шла речь о том, что на одном из сверхсекретных объектов под Хабаровском командиры войсковой части, сотрудники милиции и другой служивый люд сотнями ставили на учет контрабандные японские автомобили.

В подробном описании этой хорошо организованной мафии назывались до двух десятков фамилий как дальневосточников, так и их покровителей из вышестоящих московских силовых структур. Среди фигурантов этого дела особо выделялась роль преступного «авторитета» Киселева (Киселя), наладившего поставку не прошедших таможенную очистку автомобилей через порт Ванино и Владивосток и вовлекшего в этот прибыльный бизнес военнослужащих.

Журналистское расследование опиралось тогда на неопровержимые факты из материалов Регионального управления по борьбе с организованной преступностью и ФСБ, но итогом публикаций стали более чем скромные меры, принятые Москвой и Хабаровском по пресечению этих безобразий. «Закрытость» для общественности элитной войсковой части позволила многим участникам этих афер уйти от ответственности.

Спустя несколько лет по инициативе Ванинской прокуратуры вновь всплыло дело о широкомасштабной поставке через Ванинский порт импортных автомобилей уже в преломлении нескольких загадочных краж паспортов технического состояния транспортных средств (ПТС) и валютных сертификатов. Первой об этом сообщила собственный корреспондент телерадиокомпании «Дальневосточная» Ольга Демиденко. Редакция «Тихоокеанской звезды» подключилась к этому расследованию, о чем мы и рассказываем ниже.

* * *

Ванинский транспортный прокурор М. Нестеренко намерен возобновить следствие по двум старым уголовным делам. Несмотря на то, что одно из них датировано 1998 годом, а второе 2000 годом, похожи эти уголовные дела, как братья-близнецы.

Все началось с кражи. Весной 1998 года при загадочных обстоятельствах из помещения склада Ванинской таможни была похищена крупная партия бланков строгой отчетности: около 4000 паспортов технических средств (ПТС) и 150 сертификатов на ввоз валюты. Ни пломба на дверном замке, ни сейф не были вскрыты.

В сводках происшествий местной прессы этому событию было посвящено не больше десятка строк. Однако население портовых городов Ванино и Советской Гавани восприняло эту кражу чуть ли не как «преступление века». Она затмила тогда собой даже скандалы с задержанием ряда рыболовецких судов, по завязку груженных крабом и с липовыми ксерокопиями разрешения на его вылов.

Однако в Дальневосточной транспортной прокуратуре, куда вскоре в непонятной спешке перекочевало уголовное дело о краже, ущерб оценили всего в 12 тысяч рублей - по стоимости типографских расходов на печать бланков. Между тем любой «профи» автомобильного бизнеса в пять минут мог растолковать следователям, что стоимость одного чистого бланка ПТС на «черном рынке» оценивается в тысячу долларов и выше. Имея чистый бланк ПТС, можно с помощью несложных манипуляций поставить на учет в ГИБДД, снять с учета, продать и «узаконить» ворованный автомобиль. Это как раз тот самый случай, когда есть спрос, и продавец диктует цену. С помощью простой арифметики можно подсчитать, что навар от перепродажи бланков составил для преступников 4 миллиона долларов.

Первые странности

Следствие даже не смогло установить точное время совершения преступления. В уголовном деле так и записано: «В период с 13 марта по 7 апреля...». Под подозрение попала инспектор таможни, она же кладовщик, Ольга Лосева. Именно она работала с бланками, у нее единственной находились ключи от склада и сейфа. Незадолго до того, как была обнаружена пропажа, Ольга Лосева уволилась и уехала к своему знакомому в Санкт-Петербург. Следователи Ванинского ЛОВД выяснили, что друг Лосевой долгое время занимался автомобильным бизнесом. Однако на тот момент установить местонахождение Лосевой и ее друга не удалось. Был объявлен розыск.

Тем временем в ЛОВД и транспортную прокуратуру Ванино из ОВД разных городов России посыпались ориентировки: сотрудники силовых ведомств задерживали числящиеся в угоне автомобили с серийными номерами ПТС, похищенных в Ванинской таможне. Но на след продавцов выйти не удавалось. Всегда оказывалось, что незадачливый владелец приобрел машину на авторынке, и о том, что документы поддельные, ничего не знал. А марки авто были самые разные: от «Жигулей» до «Ауди», «Мерседесов» и «Ленд Круизеров».

Наконец в 1999 году пришло сообщение из Белгорода. При попытке пересечь российско-украинскую границу таможенники задержали двух граждан России на автомобиле «Ауди» с ПТС той самой «ванинской серии». Но самое пикантное было в другом: при досмотре у одного из них - А. Грошева было изъято удостоверение следователя по особо важным делам Дальневосточной транспортной прокуратуры.

Это был не первый паспорт технического средства, попавший в поле зрения белгородских таможенников. Но сказка о покупке автомобиля на авторынке на этот раз дала осечку. Дошлым человеком оказался один из таможенников. Слово за слово, разговор с Грошевым пошел на узкопрофессиональную законодательную тему. И скоро таможенник понял, что «следователь по особо важным делам» слабо разбирается в юридических тонкостях правоохранительной работы, даже не знает толком статей Уголовного кодекса.

Сообразив, что тестирования не прошел, Грошев предложил таможенникам взятку. Тогда-то все и встало на свои места. Грошев и его товарищ были арестованы. Уголовное дело о краже в Ванинской таможне затребовали в Белгород.

Это уже была прочная ниточка, по которой можно было начать разматывать клубок. Даже белгородским сыщикам виделось логичным, что Дальневосточная транспортная прокуратура даст «добро» ванинским следователям на командировку в Белгород. Однако ничего похожего не произошло. Возглавлявший в то время Ванинскую прокуратуру В. Зацепин не стал теребить руководство и доказывать, что «ванинское дело» сподручнее вести ванинским же следователям. Более того, Ванинская транспортная прокуратура инертно довольствовалась ролью почтальона: все поступающие из других городов и весей ПТС она переправляла старшему прокурору Дальневосточной транспортной прокуратуры В. Кукушкину.

В результате причастность Грошева к преступлению, совершенному в Ванино, доказать не удалось. Грошев и его подельник получили условные сроки за подделку документов.

В Ванино между тем происходили не менее интересные события. Сюда приехала Ольга Лосева - та самая, после увольнения которой случилась кража в таможне. Она пришла в транспортную милицию и заявила, что к краже никакого отношения не имеет. И ее «неповинной явки» хватило для того, чтобы следователи сделали вывод: след взят неверно.

Прокурорский надзор, как правило, к подобной доверчивости беспощаден. Но тут... прокатило. Следствие было приостановлено «в связи с неустановленностью подозреваемого». Постановление на этот счет 9 июня 1999 года вынес уже известный нам «куратор» В. Кукушкин. Ванинский прокурор не возражал. Два тома уголовного дела отправились в архив.

Что в таком случае оставалось делать таможенникам? Учиться на ошибках. Руководство до предела усилило контроль за хранением бланков строгой отчетности.

- Сигнализации не было - поставили сигнализацию, - перечисляет начальник Ванинской таможни Виктор Крумин. - Под хранение бланков ПТС отвели отдельное помещение, навесили на него железную дверь, чуть не бронированную. Специальный железный шкаф поставили. И все зря. Происходит кража - дубль два!

Странности продолжаются

Старший прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры Валерий Кукушкин прибыл в Ванинскую таможню осенью 2000 года. Виктору Крумину он сказал, что хочет осмотреть склад, где хранятся бланки строгой отчетности. Никаких официальных документов, командировочного удостоверения, например, не предъявил. Но, разумеется, никому и в голову не пришло ему отказать.

Кукушкин долго осматривал склад, проверял окна, двери, зачем-то выстукивал стены... После завершения осмотра никакого акта не составил. Судя по всему, осмотр склада был единственной целью его командировки. Потому что к коллегам в Ванинскую прокуратуру он даже не заглянул. А когда те стали вызванивать его на таможне и расспрашивать о цели визита, лаконично ответил: «Я приехал по частному поручению прокурора. Будет время - зайду».

Времени, видимо, не хватило. В тот же день Кукушкин вернулся в Хабаровск.

И в тот же день два частных ванинских предпринимателя, Ткаченко и Семдянкин, арендовали соседнее со складом помещение «Дормортранса». Два ведомства - таможня и «Дормортранс» - размещались в одном здании, и границей между ними была глухая стена. Как раз за этой стеной и находился железный шкаф с бланками ПТС, а также бесполезная «бронированная» дверь под сигнализаций. По самой стене сигнализацию таможенники не «пустили». Это все и решило.

Ночью опергруппа ЛОВД, начальник таможни В. Крумин и транспортный прокурор В. Зацепин были подняты по тревоге: проломив стену, из соседнего помещения «Дормортранса» злоумышленники проникли в склад, взломали сейф и похитили 17 тысяч бланков строгой отчетности, 6500 ПТС, паспорта шасси, сертификаты на ввоз валюты и т.д.

- О том, что стена не под сигнализацией, воры знали наверняка, - у начальника таможни нет никаких сомнений, что в этот раз не обошлось без «наводки».

Оперативники бросились разыскивать и задерживать Семдянкина и Ткаченко. Но тех уже и след простыл. Выяснилось, что они купили билеты на поезд до Иркутска. Где находятся Семдянкин и Ткаченко сейчас, неизвестно. Зато по стране всплыли поддельные ПТС новой серии.

И вдруг... Из Москвы приходит сообщение: в ходе совместной (таможня, МВД, ФСБ) операции в квартире у некоего сотрудника рекламного агентства «2 плюс 5» А. Грошева (фигуранта по первому уголовному делу) обнаружен пакет с бланками ПТС, похищенными в Ванино. Пакет адресован... транспортному прокурору города Симферополя. Грошев объяснил, что пакет оставил у него случайный знакомый из Хабаровска. Нашли знакомого, потом «знакомых знакомого»... Дальше ниточка оборвалась.

Странности усугубляются

Напрасно в Ванинской прокуратуре некоторые следователи потирали руки: «Ну теперь-то рыбка с крючка не сорвется. Надо только взяться за Грошева всерьез». Но над уголовными делами-близнецами будто бабка пошептала. Оба дела следовало объединить в одно, ведь все указывало на то, что не случайно к Грошеву стекались все ворованные ПТС. Логичным было бы допросить и старшего следователя из Дальневосточной транспортной прокуратуры В. Кукушкина. Ведь начальник следствия Ванинского ЛОВД Сергей Чулков так и не получил ответа, по чьему распоряжению последний приезжал обследовать склад Ванинской таможни. Тогда Чулков послал запрос в краевую прокуратуру. И опять тишина. Был еще ряд информационных писем в обе инстанции - попытка объяснить нерядовой характер обоих дел. И снова - молчание.

За это время воды утекло немало. Дальневосточная транспортная прокуратура претерпела расформирование. В. Кукушкин отправился на пенсию. Прокурор В. Зацепин переведен на работу во Владивосток. Его место занял Михаил Нестеренко.

Ванинская транспортная прокуратура, по сути, обескровлена. У прокурора остались всего два помощника и ни одного следователя - результат пертурбаций в ДВТП. Тем не менее, М. Нестеренко настаивает на возобновлении следствия по обоим уголовным делам. Самостоятельно сделать этого он не может. Это должна сделать краевая прокуратура.

В последнем своем письме начальнику управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры края Ю. Хохлову транспортный прокурор настаивает на объединении уголовных дел в одно: «Следствие по уголовным делам проведено неполно. Материалы об обнаружении поддельных ПТС, поступившие из других правоохранительных органов РФ, просто приобщены к уголовным делам без полного и объективного исследования обстоятельств дела».

- Оба дела с самого начала требовали расследования на высоком уровне, - без обиняков изложил свое мнение Михаил Нестеренко. - Ведь речь идет о миллиардах рублей. Но такое ощущение, что кому-то с самого начала выгодно было представить кражи ПТС как рядовые. Слишком большим количеством странностей все обросло.

Про Нестеренко в Ванино говорят: оттого такой смелый, что в августе уходит на пенсию. А может просто в «делах чести» некоторые не пасуют?

Тем временем информация о задержании ворованных автомобилей с ванинскими ПТС продолжает стекаться со всей России. Из Москвы, из Белгорода... Но силовики, зацепившие в свое время ниточки, уже не звонят и не интересуются, как продвигаются дела у дальневосточных коллег. И про «дело чести» они не заговаривают тоже. Как-то неловко все это уже обсуждать!

Ольга ДЕМИДЕНКО. Ирина МАШНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.05.2024 12:13
ВТБ представил аудиоспектакль «Сон о хлебе»

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов