Хабаровский «Титаник»

20.06.2002 | АРХИВ | 6м. 49 c. | 734

Теплоход «30 лет ГДР» - один из самых светлых символов Хабаровска восьмидесятых годов. Но все романтические истории, как известно, заканчиваются плачевно.

Амур - река, безусловно, великая и самодостаточная, в отличие от других бриллиантов в рукотворной огранке не нуждающаяся. И все-таки иногда казалось, что для полного совершенства ей не хватает еще одного штриха - теплохода такого же масштабного и прекрасного. Многочисленные посудины, утюжившие Амур последнюю сотню лет, конечно же, демонстрировали силу людей над природой, но вовсе не их гармонию...

Рассказывает Василий Порфирьевич Панюшев, председатель совета ветеранов Амурского речного пароходства:

- В 1979 году в Хабаровске побывал тогдашний министр речного транспорта Советского Союза товарищ Багров. По долгу службы я отвечал за его путешествие по Амуру. И вот, помню, однажды ужинали на теплоходе и разговаривали. Министр, уже осмотревшись, заметил, что флот у нас на Амуре какой-то весь старый и поизносившийся. Особенно пассажирский. Начальник пароходства, сидевший за тем же столом с московским гостем, конечно же, согласился. И сразу, как бы невзначай, намекнул: не плохо бы получить что-нибудь новенькое. Помощник министра тут же просьбу в своем блокнотике зафиксировал...

Министр оказался человеком ответственным. Не прошло и года, как Амурскому речному пароходству отписали пятипалубный белоснежный красавец с немецкой родословной (именно в ГДР покупал тогда Советский Союз крупнейшие речные суда). Теплоход, правда, был не с верфи. За год службы на Волге он успел сделать два дальних рейса (включая путешествие до Ленинграда). Однако дареному коню в зубы не смотрят. К тому же теплоход оказался в замечательном состоянии, а новый пришлось бы ждать с верфи еще не один год. Словом, хабаровчане с радостью согласились. Оставалось лишь доставить подарок домой.

Рассказывает В.П. Панюшев:

- Я принял «30 лет ГДР» из рук его предыдущего капитана в Ростове. Затем в Николаеве теплоход поставили в док и всю эту махину (судно длиной 130 метров и высотой в несколько этажей спряталось в доке, словно в коробочке) стали буксировать в сторону Дальнего Востока - через Черное, Средиземное и Красное моря, Индийский и Тихий океаны.

Путешествие заняло больше трех месяцев. Сооружение по понятным причинам передвигалось неспешно и осторожно. Вообще-то аналоги «30 лет ГДР» и сами способны на небольшие морские походы. Однако Индийский океан без помощи дока был ему все-таки не по плечу.

Первые два моря преодолели благополучно. Через Суэцкий канал тянули уже местные буксиры: чужакам там не доверяют, да и деньги таким образом зарабатывают. Красное море оказалось невероятно теплым и кишащим акулами. Одну путешественники даже поймали. Но есть все же не стали - питание в караване и без того было сытным и разнообразным. Если не считать персонала дока и буксиров, на самом теплоходе наших земляков было всего пять человек - выбирай любую каюту!

В Индийском океане пугали пиратами. Оружия на судах не было. Но имелся пожарный брандспойт - пусть только попробуют взобраться на палубу! Впрочем, не только реальной опасностью тяжел был этот участок пути, но еще и отсутствием остановок.

Землю под ногами почувствовали уже в Сингапуре. Отдых - четверо суток. И это еще не все. Зарплату выдали в долларах! Так что можно было не только приятно провести время (рестораны, аттракционы), но и набрать подарков. Особенной популярностью у наших соотечественников пользовались ковры - на родине в то время дефицит жуткий...

Уникальный док (один из первых подобного уровня в наших краях) после похода остался в Приморье. Дальше теплоход «30 лет ГДР» шел уже своим ходом. Погода, к слову, оказалась неважной. Наша мини-команда по этому поводу даже понервничала: не случилось бы чего с судном. И все-таки в Хабаровск белоснежный красавец прибыл по графику - в первых числах сентября 1980 года. Встреча с земляками была торжественной и волнительной. Капитан нового судна доложил о походе руководителям края прямо на борту.

А то, что капитаном стал именно Василий Порфирьевич Панюшев, наверное, так же закономерно, как появление на Амуре теплохода уровня «30 лет ГДР». Лучшее доверяют лучшим - и это правильно.

На амурском речном флоте Панюшев с 1950 года. Застал еще колесные пароходы. Особенно памятен «Мао Цзэдун». Судно с таким названием китайцы - а к ним тогда ходили очень активно - обслуживали вне очереди. До капитана наш герой дорос к тридцати годам. Потом было получение новых специальностей и первые на Амуре рефрижераторы. Один из них Василий Порфирьевич лично осматривал на верфи в Чехословакии: судно добиралось до Хабаровска через Северный океан целых два года.

В семидесятые годы Панюшев стал капитаном-наставником. Есть в пароходстве такая почетная должность - шефство над целой группой судов. А поделиться было чем: за десятилетия наш собеседник ни разу (!) не сел на мель и не провалил ни одного плана. Приглашали Панюшева и дальше в руководители. Однако тянуло обратно на речные просторы. И в конце концов капитан дождался своего главного теплохода. Хотя первые годы в наших краях немцу пришлось очень несладко...

Рассказывает В.П. Панюшев:

- С 1981 года теплоход стал совершать регулярные рейсы. Но первые пару лет - мы тогда работали с Хабаровским бюро путешествий - он ходил практически полупустой. На двухдневные маршруты народ еще откликался, а более длительные путевки успехом не пользовались. Конечно, это было неправильно. И тогда мы взяли инициативу на себя - заключили договор с Комсомольским-на-Амуре бюро путешествий, стали работать с заводом имени Гагарина. После этого пошло-поехало. Слава теплохода росла, особенно в Комсомольске. 360 пассажиров (а именно столько вмещает судно) набирались уже без проблем. Каждую навигацию мы выдавали по 180-200 тысяч рублей чистой прибыли - результат замечательный. И так все последующие восемь лет.

Слава действительно бежала впереди теплохода. Каждое появление «30 лет ГДР» на публике вызывало ее непременное изумление. Словно речь не о хабаровчанах, с детства привыкших к Амуру и его многочисленному речному флоту, но о наивных аборигенах, никогда не видевших чудес техники. Что уж говорить о поселках в районной глубинке (Елабуга, Троицкое и так далее), мимо которых проходил теплоход! По свидетельству очевидцев, его встречали и провожали целыми деревнями.

А еще говорят, что «30 лет ГДР» поставил хабаровскому Дворцу бракосочетания не одну семейную пару. Как не решиться на подобный серьезный шаг после столь романтического путешествия!

Оценили, к слову, приобретение Амурского речного пароходства и иностранные визитеры. Особенно запомнился команде некий японский миллионер, долго цокавший языком от восторга прямо на капитанском мостике: каждый важный гость непременно норовил на него заступить и сфотографироваться с командой. (Каюта капитана, к слову, поражала не меньше, чем его рабочее место, - просторная двухкомнатная квартира.)

Некоторые встречи оказывались особенно счастливыми и судьбоносными. Так, известный певец Кола Бельды признал в капитане «30 лет ГДР» знакомого по далекому детству. Оказывается, в годы мальчишеских странствий Кола жил какое-то время... под лодкой в одном из амурских поселков. И одна сердобольная женщина - мама Василия Панюшева! - подкармливала мальчика чем только могла...

Статус теплохода как некого престижного светского места обязывал. Даже в самые сложные антиалкогольные времена на «30 лет ГДР» наливали. Иногда за свободу и щедрость приходилось расплачиваться...

Рассказывает В.П. Панюшев:

- Всякое, конечно, бывало. Пассажиры встречались самые разные. Один подопьет, поругается с женой, да и сиганет без раздумий за борт (в скором времени команда научилась вылавливать таких прыгунов одной левой). Другой вдруг начнет руками размахивать. Однажды мне лично досталось - заехал благодарный клиент прямо в лоб. Правда, он не знал, что попал в капитана, - я в тот момент, как на грех, был без фуражки...

Первое время справлялись с драчунами своими силами. Имелся у нас на судне специальный чуланчик - эдакий самодельный карцер. Туда мы всех буйных и прятали. И даром, что «карцер» представлял собой рядовую каюту - пассажиры его боялись просто панически. Подводишь такого смельчака к двери, а он начинает плакать и умолять одновременно. Так что это мера была скорее устрашающей. Перед крупными банкетами мы даже объявляли о ней по внутренней связи - и действовало. Но того, который налетел на меня, мы все же заперли. Выпустили через два дня. В другом месте после нападения на ответственное лицо он вряд ли отделался так легко. Но в последние годы уже пришлось прибегать к услугам правоохранительных органов, особенно на ночных рейсах. Иначе было просто нельзя.

Впрочем, на «30 лет ГДР» не только развлекали, но и воспитывали. Каждый рейс в составе команды обязательно было пять новых мальчишек из школы села Богородского: в духе времени теплоход над ней шефствовал. Сколько пацанов после памятных походов определились с профессией, нам неведомо. Но то, что такие были, сомневаться вряд ли приходится...

В 1991 году Василий Порфирьевич Панюшев ушел с капитанского мостика нашего лучшего амурского теплохода, к предыдущим своим регалиям добавив звание «Почетный работник речного транспорта» и орден Трудового Красного Знамени. Как не хотелось расставаться с профессией и рекой, но это все-таки пришлось сделать. Наш герой, по собственному признанию, очень устал. Нагрузка в последние годы оказалась воистину колоссальной - бесконечные вечерние, ночные и просто утомительные длинные рейсы.

Вслед за капитаном начал сдавать (в прямом смысле слова) и сам теплоход. Правда, эту часть истории вряд ли назовешь закономерной и ностальгической. Скорее - темной и грязной.

В начале девяностых годов «30 лет ГДР» отправили во Владивосток - поработать гостиницей. Ссылка длилась около трех лет. Дальнейшие следы теплохода теряются в Южной Корее.

Непосредственные участники тех событий вспоминать о них вслух отказались, открыто назвав историю «нехорошей». Впрочем, и без дополнительных пикантных подробностей результат впечатляет. Сведущие люди рассказали, что в Южной Корее от «30 лет ГДР» очень скоро остался лишь один остов. Девять дизелей, шесть климоцентралей (они охлаждали каюты теплохода на восемь градусов по сравнению с внешним воздухом) и прочие удобства с «излишествами» растянули со свистом. То есть выгода от сделки для амурского речного флота - нулевая. А ведь начальная стоимость теплохода - более 10 миллионов долларов.

В свое время в Хабаровске в период длинной зимовки «30 лет ГДР» оберегал в затоне собственный сторож. Слишком уж дорогостоящим был объект! В Южной Корее над ним так не тряслись - может, намеренно?

Столь бесславный итог речного лайнера ранит душу, конечно же, не только его капитану, считающему, что теплоход «30 лет ГДР» вполне мог бы послужить жителям края еще лет десять-пятнадцать. Та же печаль наверняка осталась в душах многих наших земляков. Ведь белоснежный теплоход стал настоящим символом тех времен, когда Амур был стремительным и полноводным, не задыхался от пластиковых отбросов и дыма горящей тайги, когда призрачная гармония между окружающим миром и человеком была вроде бы достигнута. Пусть даже на миг.

Светлана ПОДЗНОЕВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов