Земной воин владыка Марк

12.07.2001 | АРХИВ | 11м. 54 c. | 287

Предложение о встрече с епископом Хабаровским и Приамурским Марком поступило в день 60-й годовщины начала Великой Отечественной войны после возложения венков к Вечному огню. Было в тот день что-то такое, что тревожит одинаково души всех и скорбью, и надеждой, бередит памятью прошлого и заставляет думать о будущем.

Разговор предстоял как нельзя кстати и ко времени. Владыка Марк уже шесть лет возглавляет епархию, за эти годы он вошел в нашу светскую жизнь не громко, но заметно, вместе с новыми храмами и часовнями. Мы часто видим его рядом с первыми лицами власти и в дни празднования, и в дни печали. Но наша газета еще ни разу не задавала ему вопросы, не представила его читателям более чем короткой строкой информации да обязательными Пасхальным и Рождественским посланиями.

Знакомство

Дом, где принимает владыка Марк, называется епархиальным управлением. Это бывшее здание детского сада, безвозмездно отданное епархии, отремонтированное и отделанное на ее средства. Очень скромное снаружи, но изысканно-аскетичное внутри. Мраморные лестницы, дорогого дерева двери и мебель, в приемной у телефона дело-производитель в темных одеждах. В небольшом кабинете владыки на окнах хорошие шторы, в модерновом шкафу - церковные книги и сочинения В.О. Ключевского, С.В. Булгакова, каноническое право да иконы. В отделке и убранстве ничего лишнего или вычурного, но как бы подчеркнуто сдержанное достоинство, безукоризненная чистота и глубокая тишина на грани покоя.

Я не видела, какими бывают (или были) подобные заведения. Но если б не знала, куда пришла, то вполне приняла бы его за деловой офис, ничуть не смущаясь икон - они теперь чуть ли не у каждого чиновника, не говоря о бизнесменах. Впрочем, епархиальное управление - это тоже своего рода деловой центр большой епархии, где есть и финансовое, и прочие подразделения, где владыке приносят документы на подпись, ставят печати, печатают на машинке и принимают факсы.

Владыке Марку еще нет и сорока лет. У него проницательный взгляд светлых глаз. Он собран, сдержан, не суетлив. Не зная церковного этикета, я поздоровалась с ним за руку.

Родословная

- Владыка, расскажите, пожалуйста, о себе: как вас приняли здесь, как вы приняли нас? Ведь насколько известно, вы - не дальневосточник.

- Я москвич по рождению, и все родственники в Москве. Если брать более глубокие корни, то все предки жили возле Москвы - по материнской линии. А по линии отца - на землях графа Уварова на Бородинском поле, в событиях на котором тоже участвовали.

Некоторые думают, что в церковь приходят вследствие какой-либо трагедии. В моей жизни ничего трагического не произошло. Я из семьи военного. Отец инспектировал российские границы. Я учился и в техникуме, и в институте, окончил духовную семинарию и духовную академию. Работал в проектном институте, в гидрометцентре. А в духовную семинарию поступил по благословению своего духовника. Это было внутреннее стремление к Богу.

В Священном писании сказано, что древо познается по плодам. У меня бабушка пела в церковном хоре. Вторая бабушка постоянно ходила в храм и помогала людям, которые попали в беду. А вообще-то, уже в советское время у меня было «церковно-приходское образование». Все очень просто. Когда-то в Москве был великолепный и очень почитаемый Зачатьевский монастырь, храмы которого взорвали, а на их месте воздвигли нашу спецшколу... На территории монастыря были похоронены родственники митрополита Московского Алексия, современником которого был сам преподобный Сергий Радонежский - со-молитвенник, со-беседник и со-участник его дел. Это тоже наложило свой отпечаток.

На Дальнем Востоке долго присматриваются к приезжим. Но если принимают, то становятся друзьями навсегда. Не знаю, как относятся ко мне - я, многогрешный, здесь на послушании. Но менять этих людей на других у меня желания нет. В этом все: мое отношение к Дальнему Востоку, желания и устремления, моя жизненная позиция.

- Свое назначение в нашу епархию вы восприняли как долг или как миссию? У вас были какие-то конкретные цели, задачи?

- Есть воины земные и есть воины небесные. Я отношу себя к земному воинству. Служение здесь - это послушание церкви. Люди везде нуждаются в слове праведном. Особых задач передо мной не стояло. Надо было наладить духовную жизнь, восстанавливать наше духовное наследство. Это и долг, и миссия, и послушание: все вместе - это служение. Иногда шучу: у нас в стране два сословия не работают - военные и духовенство. Они находятся на служении.

Епархия

- Ваша епархия богата?

- Шесть лет назад, когда я принял епархию, она была на картотеке. О каком богатстве говорить? Все храмы Хабаровской епархии уничтожены. Все, что в них было, вынесено и продано. Остались единичные малоценные экспонаты в музеях. Нет ни единого целого иконостаса! Но опять же: если человеку Бог нужен, то и храмы начнут строиться. Единственное, чем действительно богата епархия, так это людьми.

- А вот эти иконы в вашем кабинете?

- Ни исторической, ни художественной ценности эти иконы не представляют. Это письмо конца XIX - начала ХХ века, причем невысокого качества.

Здесь произошло то же, что пережила и вся страна - духовно-нравственное обнищание, уничтожение церковного имущества, национальных святынь нашего народа. В других епархиях остались хотя бы разрушенные каменные храмы, которые можно восстановить. Даже во Владивостоке разрушенных храмов сохранилось больше. В Хабаровском крае оставался только один разрушенный каменный храм - Иннокентьевский, восстановление и реставрация которого, а именно роспись, завершаются в этом году. К осени этот храм будет освящен полным чином.

- А Христорождественский собор?

- Это пример деревянного зодчества. Он раньше был приходским храмом при железнодорожном ведомстве. Здесь была и железнодорожная больница. После уничтожения Успенского кафедрального собора Христорождественскому храму был присвоен статус кафедрального собора.

А ведь храмов было очень много по всему Амуру. В Охотске было несколько храмов, в Аяне. В Николаевске их было четыре - не осталось ни одного! В этом году мы надеемся освятить там каменный храм в честь святителя Николая-чудотворца.

Удалось восстановить храм в селе Богородском, там даже сохранилась могила последнего священника.

Сохранился храм, видимо, из-за отдаленности - в поселке Нелькан. Там же проходила дорога на Аян - форпост России. Это деревянный храм, ему больше ста лет.

Я принял епархию в сложном положении. Было всего 25 священников и дьяконов. Сейчас 42 священника и 5 дьяконов на епархию (Хабаровский край и Еврейская автономная область). Шесть лет назад было всего 18 приходов со священниками. Сейчас зарегистрировано 48 приходов, в том числе 29 со священниками, остальные приписные.

Епархия расширяется, но духовенства не хватает. Мы чувствуем, что в Хабаровске (или Владивостоке) требуется создание духовной семинарии, потому что ближайшая - в Новосибирске. Но это не удовлетворяет потребности в священниках. Хотя мы направляем молодых людей на учебу в Московскую и Тобольскую духовные семинарии, в Николо-Угличский монастырь. Учится наша воспитанница в иконописной школе, учились и в регентском классе.

- Можно назвать какой-то поворотный момент изменения отношений между государством и церковью?

- Да, это празднование величайшего события - 1000-летия крещения Руси.

Дела праведные

- Можно сказать, что душевно вам здесь комфортно?

- Нет, нельзя - мы ощущаем здесь очень острую борьбу и серьезное противостояние. Для светского человека она может быть ощутима на примере Большого Уссурийского острова. Наше отношение к незыблемости границ воплощено в храм-часовню в честь воина Виктора, который возведен на этом острове.

- Почему именно в честь воина Виктора?

- В назидание. За твердость исповедания Иисуса Христа он принял мученическую смерть. И мы, взирая на высоту его подвига, должны укреплять свой дух в стоянии за свою землю.

Ведь о нашей земле нашими предками создана определенная слава: ни об одном государстве в мире не говорят так, как говорят о России - о Руси святой. Значит, нам есть кого защищать и есть что защищать. И эту святую землю, на которой мы с вами живем, не пристало отдавать или раздаривать. Святость нашей земли состояла не в количестве храмов, а в благоустроении душ человеческих. Господь говорит: царство Божие внутри вас есть. И тот человек, который не смог благоустроить душу свою, может ли он благоустроить окружающий его мир?

Часовня - свидетельство тому, что это наша земля и она свята. Что границы государства незыблемы. Что границу государства надо защищать не только физически, но и духовно.

- У кого возникла идея часовни?

- Она была общей: и государства, и церкви.

Была сильна опасность, что вследствие демаркации границы остров отойдет к китайцам. Нас это также касалось. Это наша земля. Там жили наши предки, там они молились, поклонные кресты ставили. Задались вопросом: что можно сделать? Было принято решение: построить храм-часовню. Какой? Светская власть высказала свои пожелания, мы - свои. Создали группу, которая сделала проект. Поэтому храм-часовня - свидетельство взаимопонимания, которое дает добрые всходы. Храм-часовня получил признание международной архитектурной общественности. Это труд многих людей. Это консолидация сил, против чего подчас выступают те, кто хочет разобщить народ и разрушить наше государство. Вот пример, что можно сделать совместными усилиями: и храм построили, и землю отстояли.

- Что в данном случае вы имеете в виду под словом «государство»: власть в стране или власть в крае?

- Власть в крае. Вы знаете, хотелось бы, чтобы все соотечественники знали оценку патриарха Алексия власти в нашем крае. Когда спросили его мнение о нашем губернаторе, он сказал: «Я увидел в губернаторе Хабаровского края человека государственного, что в настоящее время является большой редкостью».

Посмотрите, ведь он заботится об экономике не только края, а и всего региона, о подрастающем поколении, о ветеранах; идет работа по воссозданию и сохранению национального достояния народа - исторических и духовных ценностей. «По плодам их узнаете их». Посмотрите на соседние области и на наш край. Сколько усилий предпринимается, чтобы не дать разрушить здесь экономику.

- Вы меня поражаете свободой сочетания слова «экономика» и слов Священного писания.

- У меня за плечами финансово-экономический институт, кафедра статистики и планирования промышленности. Хотя опыта хозяйствования у меня нет.

- Тогда мне легче понять, откуда у вас с губернатором находится общий язык.

- А мне его не приходится искать.

- То есть вы случайно приходите в кабинет, заводите случайно разговор...

- Я представляю в крае лицо церкви. Прихожу к человеку, облеченному властью, доверием людей, и открыто говорю о проблемах, которые беспокоят. Не о своих личных - я монах, мне ничего не надо. Украшение кельи монаха - это иконы и книги. Поэтому мы идем решать проблемы, с которыми сталкиваются общины. Ведь нет четкой программы восстановления святынь. Но мы видим желание принимать участие в приумножении духовного наследия.

- Но губернатор - прагматик. А вы ищете путь к сердцу человека. Когда вы с ним говорите, то вы ищете путь к сердцу или к уму?

- Путь к человеку. Хотя я стараюсь всегда тщательно готовить документы с серьезным обоснованием. Но обращаюсь именно как к человеку.

Посмотрите: на бывшей Соборной (Комсомольской) площади ставится Успенский храм. Сколько было разговоров и противления! Сколько пытались в мои уста вложить ложь, что правящий архиерей выступает за снос памятника на этой площади. Откройте старые фотографии - храм стоял в стороне, территорию памятника он не затрагивал. И при любой форме государственной власти были соотечественники, до самоотвержения любящие свое Отечество, которые защищали свою землю - и до 1917 года, и после. Поэтому вопрос об уничтожении нашей истории в лице памятника никогда не стоял. Зато восстановится историческая справедливость - Успенский храм будет стоять на своем историческом месте. Оно уже не будет оскверняться. И в решении этого вопроса опять нашли пути к взаимопониманию и согласию людей с самыми разными убеждениями. Так что слава Богу, что у нас с вами здесь губернатор с государственным подходом, который заботится не только в целом об экономике, но и конкретно о человеке, насколько позволяют социально-экономические условия. Ведь даже пресса почти не пишет, за счет чего удается сохранить стабильность в нашем регионе. Но это же удается. Каким трудом?..

- В таком случае я, наверное, не удивлюсь, если вы выскажите свою позицию и по политике власти, в том числе - и по Курилам, по некоторым злободневным проектам законов. Ведь прихожане тоже вас спрашивают об этом?

- По Курильским островам я говорю так. Это попытка нарушить целостность нашего государства. Но по сути дела этот вопрос и стоять-то не может. Не может! По международному праву, государство, подписавшее полную и безоговорочную капитуляцию, передает в ведение государства-победителя решение территориальных вопросов. Япония такой договор о капитуляции подписала. А все эти «сноски» о намерениях 50-х годов не имеют никакой силы.

Когда сюда приезжал президент Ельцин и вставал вопрос о демаркации границы, я тогда четко выразил свою позицию: «Это преступление против государства». Как было совершено преступление первым президентом СССР М. Горбачевым, когда выравнивали границы и под контроль американцев был отдан здесь, на Востоке, нефтеносный район. Уступить Курилы или острова по Амуру - это тоже преступление.

- Это позиция церкви?

- Я высказываю свое мнение, свое видение. Причем высказываюсь для обсуждения, чтобы вместе, соборным разумом разобраться: кто мы и чего хотим, что происходит с нами и с обществом. И попытаться дать этому оценку.

- Почему мы с вами говорим об этом на далекой окраине страны? И на что мы можем повлиять разговорами? На политику власти в стране?

- Наш народ необходимо просвещать, чтобы его не обманывали. Понимаете? У нас иногда считают, что система «промывания мозгов» - это то, что делают в Америке. Извините, это делают в России. Потому наша задача вооружать людей знаниями, чтобы они видели в том или ином процессе правду. И истинное лицо власти в стране. Скажем, в Японском море нет рыбы. И в Средиземном - тоже. Тогда почему мы продаем японцам, полякам и т. д. квоты на рыбу, а не рыбные полуфабрикаты? Почему им здесь рыбачить выгодно, а нам - нет? Наверное, потому, что кто-то из высоких чиновников, заботясь о своем кармане, позволил им эту выгодность.

- Вы понимаете власть? Ее цели?

- Да, я понимаю власть. И понимаю прекрасно, какие процессы происходят в мире. Почему губернатор, в регионе у которого был кризис, поставлен на более высокую должность руководителя рыбными ресурсами страны? Почему в энергетике кризис, а у руководителя РАО «ЕЭС» в личном плане полное материальное благополучие? Значит, на свой карман они умеют работать. А на государственный? Или это сознательное разрушение? Люди должны об этом задумываться. Понимаете? Когда говорят о спасении души с чашкой кофе и сигаретой у телевизора или когда приходят в храм - это разные вещи. Праздное любопытство не созидательно. А поиск истины дает понимание, к примеру, почему и в какой момент некий лидер стал пренебрегать своим народом и в чьих интересах. И людям надо знать и понимать, что вокруг происходит. И бороться с тем, чтобы человеку не навязывали воровство, убийства, порнографию, сексуальные извращения... Человек не рождается плохим - его таким воспитывают...

Возьмем, к примеру, два ключевых закона для страны. Первый - о борьбе с коррупцией. Но наша Госдума опять его не приняла. То есть, по большому счету, бороться с коррупцией и не хотят. Второй закон - о земле. Почему он вдруг принимается в первом чтении? Надо задаться вопросом: а кто станет ее собственником? Ведь страна-то частично утратила самостоятельность, ее национальная валюта привязана к доллару, покупать-то землю будут не за рубли. Землю скупят за бесценок.

- А церковь может купить землю?

- А зачем? Задача церкви - это душепопечение, просвещение и спасение души человеческой. Подсказать, что происходит и как пытаются уничтожить достоинство человека, - это наше дело. Пусть он сам свободно делает выбор.

Мирские хлопоты

- Мне интересно узнать, как вы смотрите на то, что наши властители - Ишаев, Озеров, Соколов в церковь не ходят, а Ельцин, Путин, Лужков бывают на службах по праздникам?

- Этот вопрос имеет место быть. Но мне кажется, что внутренняя жизнь человека должна оставаться в тайне. Мы видели Ельцина в храме, а потом видели его действия... И это вызывало раздражение. В этом вопросе демонстрация не нужна. У человека есть некая свобода внутренней жизни, и некоторые ее стороны должны быть защищены от общественного внимания. Поэтому я бы не хотел обсуждать вопрос посещения храмов государственными чиновниками.

- А вы не хотите чуть-чуть приоткрыть занавес своей личной жизни - есть ли у вас доходы, где вы живете?

- Для меня эти вопросы не интересны. Но я отвечу. Доходов у меня нет, потому что я на служении, на «казенном» содержании. Особняка, как писала одна газета, у меня нет - это ложь. Я живу в архиерейском доме, который является собственностью кафедрального собора. Квартира, которая в свое время была выделена епархии, является ее собственностью - в ней в настоящее время проживает священник.

- А почему вам эти вопросы не интересны? Они с чем-то несовместимы?

- Да, моя принципиальная позиция - ничего не считать.

- Простите, но строительство, к примеру, любого храма или часовни стоит больших денег. Как же начинать стройку, не считая? На что они строятся?

- На пожертвования.

- Так много пожертвований в Хабаровском крае? Какие это суммы?

- Много? Или мало?.. Эти суммы через меня не проходят. Потому что в епархии есть финансовое управление. Часовню на Большом Уссурийском острове, к примеру, строили всем миром. И всегда храмы строились так. А те пожертвования, что поступают в епархию, дай Бог, чтобы их хватило на то, чтобы купить необходимую утварь для храма. На Иннокентьевском храме кирпичную кладку восстанавливали два человека в течение года. Они сами захотели это сделать. Кто-то хочет оплатить проект - участвуйте! Кто-то - работу художников. А уже восстановленные храмы помогают благоустраивать новые - на лепту прихожан. Обворованный, униженный народ все равно продолжает помогать своим близким по духу - это и называется «всем миром».

- Как вы воспринимаете, что многие сейчас носят крестики?

- Я бы не вторгался в личную жизнь человека.

- А крещение? Какой смысл в том, что это делают неверующие?

- Если человек переступил порог храма, значит, перед ним возникли вопросы, на которые он ищет ответы. И спрашивать его: верующий он или нет - нельзя. Он задал вопрос - мы честно должны ему ответить. Опять-таки, не нарушая его свободу выбора. А люди, приносящие ребенка в храм, берут на себя ответственность воспитать его в православной вере.

За внешним необходимо видеть глубину. Кто готов к принятию таинства крещения, тот уповает на волю Божию и на благодать Божию, которая очищает и просвещает находящихся во тьме. Глубины Божьи сразу постичь невозможно. Человеческий разум при всей его изощренности и развращенности ограничен своей материальностью. Назовите мне хоть единое слово, которое бы вышло за рамки материального мира. Нет такого. Вот в этом и вся ограниченность человеческих возможностей, человеческого разума. Бог познается, но он не познаваем во всей полноте.

- Спасибо, владыка, за интересную беседу.

Раиса ЦЕЛОБАНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов