Кино ставят на ходули

12.05.2001 | АРХИВ | 3м. 46 c. | 281

Два новых указа российского президента должны поднять на крепкие ноги отечественное кино. А могут и опустить его на дно глубокой ямы, где оно все еще пребывает. В первом из них, «О реорганизации федеральных государственных киностудий», поставлена цель: осуществить структурную перестройку в кинопроизводстве. Цель второго президентского документа «О создании открытого акционерного общества «Русский кинопрокат» - создание условий для лучшего доступа россиян к киноискусству.

Словом, президент одобрил очередную реформу в кино.

- Десять лет государство дает деньги на кино и ничего не просит взамен... Мы каждый год распределяем скудную толику. Когда-то было 15 миллионов долларов, когда-то 10, сегодня это тридцать миллионов долларов... Привыкли к тому, что государство дает, как в черную дырку.

Это объяснение назревшей ситуации М. Швыдким в одном из последних его интервью. Иными словами - пора бы и закрыть эту черную дыру. Но есть другие факты и наблюдения. В отечественной киноиндустрии сейчас вращаются немалые деньги. В прошлом году, например, доходы в этой отрасли составили 50 млн. долларов. Годика через четыре-пять, как прогнозируют специалисты, они вырастут в четыре раза. Вопрос в том, в чьих руках эти доходы оказываются? Увы, не в государственных.

Первый президентский указ - это и есть попытка создать внутрироссийскую базу для создания фильмов, которые бы эти доходы и ему тоже приносили. Производственная часть студий должна акционироваться и переходить в руки инвесторов, частных собственников за деньги. Коллекция фильмов, созданных в советское время, пока остается в руках государства, и право на нее будет передано специально созданным акционерным обществом на определенный срок. Доходы, поступающие отсюда, Министерство культуры станет распределять на производство новых картин.

Указ не предполагает быстрой приватизации создаваемых на базе студий акционерных обществ, а правила игры определяются для каждой из них отдельно. Должен будет измениться и производственный цикл. От студий будут отделены та самая производственная база (павильоны, тонстудии, цехи, реквизит и т. д.), а также кинозаводы.

Обычно акционирование, как экономический рычаг, применяют там, где дела идут плохо. Не у всех наших студий они блестящи. Но иные все же как-то приспособлены к рынку и худо-бедно кино снимают. Когда я спросил у директора Дальневосточной студии кинохроники А. Рыбаковой об их отношении к новому переделу, то энтузиазма не встретил. О документальном кино там ничего вроде бы конкретного. Но даже если читать так, как написано, то это и его тоже касается: оно подходит под понятие «студия». Наша студия весьма скромного богатства предприятие - нет впечатляющих павильонов, мастерских, цехов, техники. Все в одном стареньком здании, в тесноте, со скромным штатом режиссеров, операторов и технарей. Что же здесь делить, как акционироваться? Разве что двумя этажами распорядиться?

Другой пример - «Мосфильм», который вроде бы и не получает из бюджета деньги, а зарабатывает их сам, развивается, вкладывает серьезные средства в новые технологии кинопроизводства. Это, пожалуй, сегодня первоклассная европейская студия, где снимается процентов семьдесят наших фильмов, сериалов.

Второй президентский указ «О создании открытого акционерного общества «Российский кинопрокат» тоже гласит благую, казалось бы, цель: «создание условий для доступа населения к произведениям кинематографии, обеспечение эффективной деятельности в сфере производства и проката национальных фильмов».

Конечно, есть свои проблемы и в доступе нашего народа к киноискусству - это засилие на экранах американских картин, цена билетов и полуразрушенная киносеть в российской глубинке. Акционирование проката все же преследует главным образом иную цель - государство хочет поучаствовать в доходах. По замыслу авторов этой идеи, в стране должна возникнуть большая монопольная кинопрокатная сеть - некое подобие бывшей советской, государственной. За три года она должна довести количество отечественных фильмов в прокате до 30 процентов (сейчас в России этот показатель не превышает семи процентов).

При таком раскладе могут появиться дополнительные деньги на производство кино. Если сейчас фильмы снимаются за счет госбюджета и на пожертвования частных меценатов, то к этим деньгам добавятся вырученные от продажи билетов, от продажи прав на киноколлекции, от акционирования студий. Хорошо бы так, но нет уверенности, что на все эти доходы будет сниматься совершенно иное, конкурентоспособное кино. Пока оно у зрителей популярностью не пользуется.

Такие сомнения остаются и у генерального директора Хабаровского крайкиновидеопроката Н. Ершова.

- Смысл указов - в приходе на студии и в прокат частных собственников. У нас в стране в отдельных городах, регионах есть частный прокат с сетью своих кинотеатров, и мы у них приобретаем фильмы для показа в крае. Но нас почему-то считают виновниками того, что мы плохо доводим до зрителей отечественное кино. А ведь на него плохо ходят те же самые зрители. Вот, к примеру, в первом квартале прошлого года в Хабаровске наши фильмы смотрели 5 тысяч человек, в этом году за тот же период их стало больше - 18 тысяч. Это очень мало, по стране цифра скромная, 10 процентов от общего числа зрителей. Что же задумали? Будут, видимо, заказы на новые, конкурентоспособные отечественные фильмы, их прокат, создание сети собственных кинотеатров (строительство новых, реконструкция существующих). Для таких залов предполагаются льготы. Но я, как управленец кинотеатрами, войти в акционерное общество не могу, не имею права. Это краевая собственность, и тут правомочна лишь наша администрация. У нас в крае для центра представляют интерес только два кинотеатра - «Гигант» и «Совкино». Остальные «Российский кинопрокат» не волнуют. Поэтому при разговоре со мной на эту тему предложения не принял. Допустим, что оба эти наши кинотеатра войдут в структуру «Российского кинопроката», ну получим мы какое-то число акций на определенную сумму. А потеряем собственность, пожелаем вдруг вернуть их - не получится.

Такие вот ходули появляются у отечественной кинематографии. Удержаться бы на них...

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов