Почему буксует социальная транспортная карта

01.06.2019 | Об этом сейчас говорят | 6м. 51 c. | 244
Почему буксует социальная транспортная карта

О проблемах при внедрении социальной транспортной карты шла речь на брифинге министра социальной защиты населения Светланы Петуховой.

Региональным льготникам, оформившим в Хабаровске социальную транспортную карту, в июне будет произведена выплата, предусмотренная краевым законом № 360 от 20 сентября 2018. Это связано с переносом срока запуска системы электронной оплаты проезда в общественном транспорте на территории города. В Хабаровском районе карта заработает с 1 июня.

Возвращения бесплатного проездного билета для льготных категорий в крае добивались с 2015 года, фактически с момента монетизации единого социального проездного билета, когда он был заменен ежемесячной выплатой. В том числе за его возврат ратовали перевозчики. И вот когда наконец это произошло, возможность расплачиваться социальными картами в городском транспорте споткнулась о конкуренцию и расчет.

А еще таким неожиданным образом аукнулся популистский подход к законодательству, когда возвращение льгот на проезд было разыграно как предвыборный подкидной туз из рукава. Ведь у всех еще в памяти, как скоропалительно, в течение буквально нескольких дней, принимался этот закон в сентябре прошлого года по воле действовавшего губернатора Вячеслава Шпорта. И уже другой губернатор, другой кабинет министров вынуждены выполнять обязательства, перешедшие им «по наследству», вместе с краевым долгом.

Тем не менее в краевом бюджете на 2019 год удалось изыскать средства на организацию льготного проезда в размере 0,6 млрд. рублей, в том числе на поэтапное внедрение социальной транспортной карты.

На предоставление субсидий перевозчикам, которые должны начать возить (по плану - с 1 июня в Хабаровске и Хабаровском районе, с 1 октября - в остальных районах) льготную категорию граждан на основании социальных карт, только в этом году предусмотрено 100 млн. рублей.

В дальнейшем, если карта все-таки заработает, затрат будет еще больше, как минимум в два раза, ведь тогда «бесплатный» проезд будет действовать уже в течение всего года.

Сейчас же складывается парадоксальная ситуация: перевозчики, которым эти деньги предназначены, называют перевозку за безналичный расчет по социальной транспортной карте - выпадающими доходами. Что же такое есть в этой долгожданной реализации закона, что побуждает их отказаться от, казалось бы, верной выгоды?

Не единоличное
решение

По словам Светланы Петуховой, министерство столкнулось с тем, что перевозчики, несмотря на все беседы и консультации, не спешат заключать с министерством соцзащиты соглашения, мотивируя это тем, что им как раз невыгодно.

Более того, шесть предпринимателей, работающих в сфере общественного транспорта на пригородных маршрутах, которые заключили соглашения на перевозку пассажиров по социальной транспортной карте, получают угрозы в свой адрес.

Не спешит заключать такое соглашение и муниципальный перевозчик. Хотя, по словам министра соцзащиты, «введение поэтапного льготного проезда в Хабаровске и Хабаровском районе с 1 июня было принято только потому, что мы получили заверение городского оператора, администрации города Хабаровска и прежде всего мэра Сергея Кравчука в том, что перевозчикам будет оказано содействие, и они не будут нести дополнительных расходов, что для упрощения работы кондукторов будет проведена интеграция с городской системой обслуживания транспортных карт.

Причем решение минсоцзащиты принимало не единолично. В рассмотрении всех предложений перевозчиков и Союза предпринимателей принимали участие министерства экономического развития, информационных технологий, ФАС. В результате решение об интеграции социальной транспортной карты в городскую систему, чтобы валидатор был один, общий, было принято.

Но «вслед за просьбой установить один валидатор, которую мы удовлетворили, перевозчики попросили, чтобы мы почаще деньги им за провоз пассажиров возмещали. Первоначально предполагалось один раз в месяц, сейчас принято - три раза в месяц в гарантированные сроки: 8, 18, 28 числа будут эти деньги перечисляться, теперь звучат требования, чтобы деньги перечислялись каждый день», - рассказала Светлана Петухова.

Казалось бы, договоренность достигнута, но все, по словам министра, повернулось так, что не удалось установить диалог между городским и краевым операторами. И в результате сегодня существует реальная угроза, что внедрение социальной транспортной карты на городском транспорте в крае не будет реализовано.

А перевозчик против

Ввод карты становится невозможным «только по той причине, что, первое, нет интеграции с городской системой, и второе - что перевозчики не подписали соглашение с министерством социальной защиты на перечисление субсидии. Причем чтобы социальную карту все-таки запустить, достаточно 10 дней после того, как перевозчики заключат соглашения».

Однако перевозчики этого как раз и не хотят. И это похоже на саботаж, или, скажем мягче, на конкурентную борьбу. Иначе чем объяснить факт, что на следующий день после того, как министерство с краевым оператором (московская компания ООО «Проектно-производственное бюро «Новое поколение», предложившая наименьший процент за обслуживание), выбранным во время открытого конкурса, заключило соглашение, вдруг «пошла информация о том, что оператор никчемный, что он ничего не сделает, что у него нет возможности ни технической, ни технологической, ни кадрового обеспечения, для того чтобы реализовать этот проект»?

Предприниматели объясняют свой отказ от заключения соглашений вовсе не конкуренцией, а тем, что им навязывают кабальные условия. Во-первых, они не уверены, что деньги им будут перечисляться без задержек.

Во-вторых, большие нарекания со стороны перевозчиков звучат в адрес краевого оператора. Они против того, что должны платить за обслуживание социальных транспортных карт 2,9%. Ведь они уже платят 5% за обслуживание городскому оператору, в которые входит и расплата за валидаторы, взятые в рассрочку. С вводом социальных карт в общей сумме им придется платить 7,9%.

- Да, мы должны выполнять социальный проект, но 2,9 процента заплатить оператору - для нас это прямые убытки, - заявила присутствовавшая на брифинге коммерческий перевозчик Елена Желткова.

Следом она высказала мнение коллег по бизнесу, что раз «правительство Хабаровского края пообещало позаботиться о социальной категории, значит, оно и должно взять на себя эти 2,9 процента». Причем она уверена, что статья найдется. А субсидии, которые обещает выплачивать минсоцзащиты, по мнению предпринимательницы, «никакие не инвестиции и даже не субсидии, это всего лишь возврат расходов» с задержкой в 10 дней.

Непонятно предпринимателям, и как будет отслеживаться лимит на карте. Не получится ли так, что месяц еще не закончился, а лимит уже исчерпан? Будет ли в таком случае блокироваться карта? И не получится ли так, что пассажир продолжит совершать поездки сверх лимита, а перевозчику этих денег никто не вернет?

Заместитель министра, начальник управления социальной поддержки населения Наталья Нелюбина, также присутствовавшая на брифинге, возразила на это, что остаток средств на карте виден сразу после того, как пассажир расплатился. Так что эти страхи безосновательны.

Предприниматели хотят «Мир»

Еще один козырь перевозчиков озвучила Елена Шадуя, исполнительный директор ассоциации «Союз независимых пассажирских перевозок Хабаровска»:

- Нам на самом деле абсолютно все равно, какой оператор нас будет обслуживать. На сегодняшний день мы заинтересованы, чтобы, во‑первых, были пониженные проценты, а сегодня что один, что второй оператор предлагают нам на порядок выше, чем кредитные организации. Во-вторых, мы работаем с городским оператором на добровольной основе, можем расторгнуть договор с ним и перейти на другую систему. Поэтому для нас очень важно, чтобы социальная транспортная карта была реализована именно на картах «Мир», с живыми деньгами и по новым технологиям. И любой перевозчик должен иметь право на любом оборудовании обслужить пассажира.

Социальная транспортная карта уже завтра должна быть в ходу на городском транспорте. Но судя по спорам, которые, по-видимому, не в первый раз разгораются при взаимодействии власти и хабаровских перевозчиков в этом вопросе, ввод произойдет еще не скоро.

Однако на пригородных электричках и водном транспорте социальные транспортные карты заработают в срок - у этих перевозчиков проблем с «выпадающими доходами» и взаимодействием с краевым оператором не возникает. Значит, система работоспособная?

О пассажирах замолвить словечко

И здесь возникает закономерный вопрос: пока одни работают над реализацией краевого закона (который, как известно, выполнять нужно) и видят в разработанной безналичной системе расчета несомненные плюсы, гарантируя своевременную выплату субсидии, пока другие бьются за сохранение своих доходов и отказываются от запланированных на июнь субсидий в размере 3 млн. рублей, что делать пассажирам?

Например, первыми за получением социальной транспортной карты обратились многодетные матери - им очень понравилась идея, что детям больше не придется давать на проезд наличные деньги, которые можно и потерять, и на сладости потратить, да и отнять могут.

А федеральные льготники! Сколько ждали они поддержки от края и теперь, получается, лишены ее только потому, что, по словам перевозчика Елены Желтковой, «я сама частник, и моя воля - участвовать в этом процессе или нет».

Можно ли разрешить вопрос миром, чтобы и перевозчик был сыт, и льготник доволен? Например, как предлагают предприниматели, повесить расходы по обслуживанию социальных карт на краевой бюджет, раз уж «правительство Хабаровского края пообещало позаботиться о социальной категории, найти какую-нибудь статью»?

Найти при желании можно все. Но, на минуточку, 2,9 процента от 100 миллионов, запланированных на субсидии перевозчикам в 2019 году, - это почти 3 миллиона рублей. И их откуда-то надо взять. Из запланированного строительства и капитального ремонта больниц, ФАПов, развивающего центра для детей-инвалидов, дорог - откуда?

Способен ли вообще краевой бюджет выдержать бесконечные «надо» социальной сферы, если сейчас сумма госдолга в крае составляет 49,1 млрд. рублей? И в бюджете на 2019 год запланированные расходы по-прежнему превышают доходы.

С другой стороны, среди пассажиров на городском транспорте получателей социальной карты - меньше двух процентов от всех льготников. «Поэтому они никак не могут подорвать экономику транспортных предприятий», - считает Светлана Петухова.

Более того, по информации управления транспорта Хабаровска, когда была введена автоматизированная система оплаты проезда, по транспортной карте, доходы перевозчиков увеличились на 20 процентов.

Льготникам остается надеяться, что в конце концов министерству соцзащиты Хабаровского края удастся перебороть это противостояние, и хабаровчане поедут по социальным картам. Лишь бы для возмещения своих «выпадающих доходов» перевозчики не обратились к старому проверенному способу - повысить стоимость билетов, чтобы уже не они, а пассажиры расплатились за их «убытки».

Автор: Ольга СОКОЛОВА.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу



16.04.2024 00:00
Весело шагать за здоровьем
С приходом долгожданного тепла в Хабаровске возобновилась еженедельная акция «Шаги здоровья», которую также называют прогулкой с врачом. Теперь желающие поддерживать себя в форме, заводить знакомства и узнавать что-то полезное от докторов следят за графиком тематических встреч.

12.04.2024 00:05
Блестящие перспективы Елизаветы Борисовой и других молодых врачей
В Хабаровском крае очередная инициатива в здравоохранении – теперь узкие специалисты смогут приступать к работе уже на втором году обучения в ординатуре. Лечебные учреждения принимают их на должность врачей-стажёров.